Немного об этикете: задеть катаной о чужую означало нанести сильное оскорбление, что в свою очередь заканчивалось схваткой или сеппуку оскорблённого. Также было оскорбительным обнажить даже часть катана в присутствии хозяина. Созерцали красоту клинка высунув его не более чем на 1/3 (при согласии хозяина). Обнажить лезвие можно было лишь с особого разрешения хозяина, бесконечно при этом извиняясь. А вообще при входе в дом катана оставляли на подставке- катанакаке. Вакидзаси можно было брать с собой. Перед тем как её(катану) брать, делали ей поклон, т.к. считалось, что она наследует часть души самурая. Насчёт того чем отличаеться сеппуку от харакири, честно говоря трудно сказать, по-моему сеппуку делалось в случае смерти хозяина самурая, а харакири в случае позора, дабы его смыть. На счёт этого приношу свои извинения- может и наоборот. И то и другое делалось ритуальным кинжалом, и только в случае когда его небыло под рукой пользовались вакидзаси. Катаной только в крайнем случае, например на поле боя, иначе- позор. Кстати существовало несколько способов удержания тела в вертикальном положении после сеппуку или харакири. Обычно просто под ноги подкладывали край кимоно. Ведь сеппуку с харакири делались с целью выпустить себе кишки- "грязь" в понимании японцев и соответственно нельзя было в эту грязь упасть. После всех этих "процедур" кто- нибудь отрубал голову этому человеку, желательно- лучший друг, т.к голова должна была повиснуть на лоскуте кожи и не упасть в эту "грязь". А в случае если голова упадёт в "грязь"- сами понимаете позор так не смоешь, вообщем это в интересах друга, чтобы такого не произошло.
Теперь главное о катанах: убранство катаны, отличаеться от слегка варварской роскоши тати. Про внешнее оформление катаны можно выразиться, как изящность, скромность, элегантность, в крайнем случае- сдержанный шик, не более. В катана наиболее отчётливо проявилось понимание японцев красоты, которую можно охарактеризовать четырьмя словами: ваби, саби, себуй и югэн. Три первые относяться к синто, а югэн- к буддизму. А теперь по порядку: "Ваби"- отсутствие чего либо броского, вычурного, то-есть вульгарного в понимании японцев. Красота простоты, мудрая сдержанность. "Саби"- дословно ржавчина при этом подразумевается налет времени, потёртость, следы прикосновения многих рук. Считается, что время способствует выявлению сути вещей, в чём я с ними абсолютно согласен. Вообщем, категория "саби" характеризует связь искусства с природой.
"Ваби" и "саби"- слова старинные и со временем их стали произносить совместно и произошло слово "сибуй". Тут всё немного сложней- это явление красоты предназначения предмета- ничего лишнего, но и красота в стиле предмета, его естественность. Меч или нож красив не потому, что он всячески декорирован, в нем должна чувствоваться острота лезвия и правильная закалка. Смысл слова "югэн" трудноуловим- ну это что-то вроде- вслушиваться в несказанное, видеть невидимое. Постичь его- значит познать сердце Японии. У японских живописцев есть такая поговорка: "пустые места на свитке наполнены большего смысла, чем начертала на нём кисть". Именно таким качеством обладает "хада"- узор японского дамасска на боковых гранях клинка. Большенство информации я подчерпнул на swordmaster'е, за что им большое спасибо.